Skip to content

Вход в систему

Навигация

Опрос

Считаете ли Вы, что Пластунка может стать одним из самых удобных для проживания районов Сочи?
Без сомнения так будет
71%
Я не верю в сказки
8%
Это сейчас самый лучший район
11%
Сомневаюсь
5%
Мне все равно
4%
Свой ответ (в комментариях)
0%
Всего голосов: 850

Барановский сельский округ г.Сочи

Школа №44

Проектирование и строительство дорог в селе Пластунское в конце XIX- начале XX вв

В историю развития Сочи и всего Черноморского побережья Кавказа в конце XIX- начале XX немалый вклад сделал Василий Константинович Константинов. В декабре 1885 года Константинов поступил на службу по министерству путей сообщения (МПС) штатным инженером 8 класса и производителем работ по постройке Новороссийско-Сухумского шоссе (Черноморской береговой дороги). В апреле 1886 года Константинов назначен начальником III участка по постройке этой дороги от Туапсе до Адлер.
Талантливый инженер руководил строительством дороги от Туапсе до Сочи протяженностью 138 верст. При Василии Константиновиче дорога завершена не была – сложности возникли из-за отсутствия мостов через реки, которые преодолевались вброд.
К концу 1886 года Константинов закончил проектирование дорог в бассейне реки Мзымта от села Молдовка до Красной Поляны; в бассейне р. Псоу от с.Веселое до урочища Аибга; в бассейне р. Сочи от с. Навагинское до с. Пластунское; в бассейне р. Псезуапсе от с. Лазаревское на Божьи Воды и Гостогикей; в бассейне р. Западный Дагомыс от Черноморского берегового шоссе до с. Царское, затем через перевал в бассейне р. Шахе по бассейну р. Бзыби с выходом на Бабуков аул. Протяженность этих дорог составляла более 180 верст.
В июне 1897 г. инженер Константинов предоставил аргументированное обоснование строительства новой дороги правым берегом р. Сочи от с. Пластунское до удобных для заселения казенных полян Ореховой нижней, Ореховой верхней, Амук и Ажек.
В 1897 г. на первое место выдвигается строительство дороги от Адлера по бассейну р. Мзымта до Красной Поляны и строительство дороги от с.Пластунское так и не было начато. С началом в 1904 г. Русско-японской войны финансирование строительства дорог в Черноморской губернии фактически прекратилось.
Интересна пояснительная записка к проекту дороги на сел Пластунское и поляну Ажек (датируется 1904 годом), представленная Василием Константиновичем. Текст пояснительно записке приведен полностью ниже (по материалам Черноморского исторического журнала «Былые годы» №3 (13) за 2009 год).

Пояснительная записка к проекту дороги на сел. Пластунское и поляну Ажек.
(копия записки находится среди документов, датируемых после марта 1904 г.)

Вопрос о дороге по бассейну реки Сочи возник более 20 лет назад, когда переселенцы наведывались в более обширные ущелья нагорной области и, конечно, чувствовали тяготу бездорожья немногим слабее, чем теперешние обыватели.
С водворением группы лечхумских грузин на месте бывшего военного поселка, с развитием местечка Сочи и Навагинского поселка соединение «Пластунского», грузинского поселка, с берегом заняло внимание администрации наряду с другими путями в горы. Была исхлопотана сумма и на нее разработана по левому берегу р. Сочи до первой группы домов поселка Пластунского узкая аробная дорога, длиной около 5 верст, считая от верхнего дома Навагинского поселка. Дорога эта, благодаря отвлечению интересов администрации в иные сферы, к 1895–1896 году пришла в полное расстройство. Предполагавшиеся выше сел. Пластунского свободные и удобные казенные поляны – Ореховая нижняя, Ореховая верхняя, Амуко, Прохладный аул, Ажек – известные по названиям от охотников – мотивировали внесение долины р. Сочи в одну из первых очередей по снабжению дорогой, и притом колесной.
Последовавшие экспедиции еще более ярко описали красоты полян и неудобства бездорожья и подтвердили право долины р. Сочи на свою дорогу, определив каждую из «полян» известной цифрой удобных десятин. Из первого же ассигнования на исследование нагорных дорог предполагалось, между прочим, до 14 тысяч расходовать на начало улучшения дороги по реке Сочи, хотя бы в виде вьючной тропы. Однако требования все росли, не считаясь со стоимостью, и вскоре вьючные пути были принципиально отвергнуты: признана необходимость покрыть редкую по пересеченности страну сетью удобных колесных дорог…
Около этого времени была разработана Аибгинская тропа, обошедшаяся на 17 верст почти в 10 тысяч, и ремонтирована старая колесная дорога на Пластунское длиной в 4, 5 версты, что обошлось более чем в 4 тысячи.
… Так как перечисленные выше свободные поляны все на правом берегу р.Сочи, опыт устройства вьючных мостов через такие реки показал, что содержание их требует непрерывного надзора и частой массовой помощи, осуществимой только при энергичном участии населения, так как геологические и климатические условия правого берега гораздо благоприятнее, чем левого, чему одним из доказательств или следствий было непроездное состояние построенной дорогиНавагинка-Пластунское, то, естественно, мысль техническая увлекалась задачей перенесения всей линии по долине р. Сочи на правый берег. Судьба облегчила этот план выкупом огромного правобережного владения господина Хлудова в казну и начавшейся раздробительной планировкой и продажей мелких участков. Трасс был переработан, и в 1902 г. была спроектирована линия колесной дороги от берегового шоссе на поляну Ажек через бывшее Хлудовское имение, дачу Вонлярлярского (Разбитый Котел)… Длина линии была 26 верст…
При этом выяснилось, что зимой при мало-мальском бойком движении дороги быстро намокают, раскисают и превращаются в наиболее непроходимые части местности. Техническая комиссия вновь пересмотрела вопрос о стоимости и типе нагорной дороги – в заключении повысила стоимость до 7000 руб. с упрощенной шоссировкой и упрощенными типами искусственных сооружений… Повышение стоимости, как вскоре оказалось, отдалило практически осуществление дорожной сети по плану МПС. … Переселенцы, занявшие верхние выделы Ореховой поляны, ушли, не дождавшись дороги, участок Амуко и не заселялся, участок Ажек занят был 4-мя хатами, Ореховая поляна нижняя – тоже около того.
Хлопотами губернской администрации опять выдвинута левобережная линия, соединяющая Пластунское (левого берега) с Ажеком и Сочи, на нее истрачены опять деньги. Поселяне дер.Пластунской устроили себе вьючный мост через Сочи и стали пользоваться левобережной дорогой поневоле, особенно благодаря утеснениям помещиков прибрежной полосы, закрывших удобный в мелководье проезд прямо по дну долины – с берега на берег…
Подлинную подписал: производитель изысканий, инженер Константинов.
С подлинной верно: письмоводитель (подпись неразборчива).